Метавселенная в последнее время стала очень популярным модным словом благодаря интервью Марка Цукерберга. Генеральный директор Facebook представил концепцию проекта метавселенной, который должен бесшовно соединить Интернет с виртуальной реальностью. Похожие идеи можно найти во многих книгах и фильмах.


Что такое метавселенная?


Предполагается, что метавселенная будет современным миром будущего с общим пространством для всех участников известных в настоящее время виртуальных миров, дополненной реальности, интернета и, что наиболее важно, физического мира. Вероятно, именно это имел в виду Цукерберг, когда сказал, что Facebook работает над таким миром. Это будет альтернативная виртуальная реальность, в которой все будет возможно, каждый сможет создать свой собственный мир или использовать уже созданный, навещать друзей, работать, гулять и в то же время, благодаря очкам AR, будет уметь совместить эти удовольствия с реальным миром.


Прогулка по реальному кампусу Лодзинского технологического университета, где мы любуемся динозаврами, полярными сияниями, кометами, где встречаем аватаров друзей из популярных игр, разговариваем с Альбертом Эйнштейном, держа за руку виртуального партнера мечты — вот чем должна стать метавселенная. Сегодня нам нужны очки AR и гарнитура VR, но в эпоху стремительного развития технологий и искусственного интеллекта через пару лет будет достаточно нейронного интерфейса на запястье. Чип в кармане, позволяющий пользователю ощутить единство реальности и виртуальности.


Что стоит на пути метавселенной?


Похоже, что в настоящее время на пути к метавселенной стоят две серьезные проблемы. Во-первых, это сама технология, поскольку текущие вычислительные мощности еще не достигли такого высокого уровня, чтобы создавать и поддерживать миры, которые позволяют миллионам людей, аватарам других пользователей и искусственному интеллекту жить одновременно, с огромным разнообразием действий и постоянным обменом данных между разными платформами и системами. Второй барьер — это возрастающее сегодня социальное сопротивление, вызванное полной интеграцией с виртуальными мирами.


Видение нашего будущего Марком Цукербергом одновременно захватывающе и устрашающе. Определенно кажется, что это не нереально. Количество продуктов, предусмотренных Робертом Земекисом во второй части (1989) культовой научно-фантастической трилогии «Назад в будущее», уже поражает. Метавселенная разрабатывается крупными корпорациями, имеющими доступ к технологическим инновациям и огромным объемам данных о поведении людей в современном обществе, поэтому вопрос не в том, станет ли метавселенная нашим будущим, а в том, когда это произойдёт.