«Эффект Apple»: компания захватывает рынок

Значительное влияние компании Apple на рынок привлекает внимание компаний, которые, возможно, не рассматривали бы вход в определенную категорию продуктов. Это явление часто называют «Эффектом Apple». С появлением гарнитуры Apple Vision Pro одной из компаний, последовавших за Apple, стала группа роботизированной хирургии Stryker’s Mako, первоначально основанная Рони Абовицем, основателем и первым генеральным директором AR-стартапа Magic Leap.

Абовиц основал компанию Mako Surgical в 2004 году и покинул ее, когда в 2013 году ее купила компания Stryker за 1,65 миллиарда долларов, примерно через три года после того, как Абовиц основал Magic Leap в режиме скрытности.

Теперь пользователи Vision Pro могут скачать приложение myMako, которое позволяет хирургам визуализировать планы операций в захватывающей и погружающей форме. Выбор Mako (через Stryker) в пользу Vision Pro, а не Magic Leap, явно говорит о реакции широкого рынка на первую гарнитуру Apple.

Взлет и падение гарнитуры Magic Leap

Гарнитура Magic Leap была выпущена в 2018 году и имела много общего с Vision Pro; она стоила несколько тысяч долларов и в основном была рассчитана на разработчиков и профессионалов. Несмотря на риск сравнения «яблок» смешанной реальности с «апельсинами» дополненной реальности, одним из ключевых отличий было отсутствие широкой интеграции приложений, которая сделала бы ее более удобной для потребителей, ждущих «следующей большой вещи.»

Есть несколько причин, из-за которых гарнитура ML1 оказалась неудачной. Ей пророчили изменить всю индустрию, но из-за относительно узкого угла обзора и оптики, которая не была на переднем крае технологий, она была яростно раскритикована основателем Oculus Палмером Лаки как «эффектный, громкий аппарат, который почти никто не может использовать по-настоящему, и многие решения по дизайну кажутся продиктованными этой реальностью.»

После одного изменения курса и смены генерального директора, в ходе которых Абовиц в итоге покинул компанию, Magic Leap отказалась от идеи работать с потребительским сектором, сосредоточившись исключительно на предприятиях с запуском Magic Leap 2 в 2022 году.

Почему Apple и почему сейчас?

Приложение myMako могло бы быть запущено на любом числе гарнитур XR — будь то Magic Leap (1 или 2), Microsoft HoloLens (1 или 2) или любой VR-гарнитур, поскольку оно представляет хирургам 3D-изображения, полученные из компьютерной томографии. Многие подобные медицинские приложения для предоперационной подготовки уже существуют, включая приложение SurgicalAR от Medivis, которое было запущено на HoloLens 2 от Microsoft перед появлением на Vision Pro.

Одним из причин выбора Apple и её платформы для новых приложений, таких как myMako, может быть стабильность, которую она гарантирует. Будучи второй по величине компанией в мире после Microsoft, Apple привносит не только брендовое признание, но и всю экосистему приложений и услуг, привлекая широкую аудиторию от расширенного круга пользователей до профессионалов — что Microsoft пыталась сделать с помощью своей платформы Universal Apps на HoloLens, но не смогла превратить её в устройство общего назначения так, как сейчас получается у Vision Pro.

Несмотря на ценник в 3500 долларов, немалая часть немедленного успеха Vision Pro объясняется поддержкой более миллиона приложений iOS и более тысячи приложений, созданных непосредственно для операционной системы visionOS. В отличие от Microsoft, основное внимание Apple к потребительской электронике делает ее идеальной для подъема всех направлений в области XR-гарнитур.

Примерно через месяц после запуска мы начинаем видеть, как конкуренты реагируют на Vision Pro. Главный исполнительный директор Meta Марк Цукерберг заявил, что, по его мнению, Quest 3 лучше подходит для подавляющего большинства задач смешанной реальности. Невзирая на боевую риторику, Meta объявила в прошлом месяце о партнерстве с LG по созданию, предположительно, Quest Pro 2, который станет прямым конкурентом Vision Pro.

Тем временем Samsung в партнерстве с Google выпускает собственного конкурента Vision Pro, который будет основан на Android XR — первый удар от команды AR/VR Google после провальной платформы Daydream и внутренних исследований AR-очков.

«Эффект Apple» стимулирует все крупные аппаратные компании переосмыслить свои стратегии в сфере XR и определить, как остаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе теперь, когда на рынке появился Vision Pro. Вне зависимости от того, каковы будут эти стратегии, это явно достаточно, чтобы привлечь к бренду компании, связанные с XR, такие как суббренд Mako от Stryker, и ожидается, что это продолжится по мере подготовки Apple более дешевого и доступного преемника Vision Pro, который, как сообщается, появится неожиданно скоро.